ПУБЛИКАЦИИ

 
О компании
Солодовые экстракты
Домашнее пиво и вино
Микро-пивоварни - первая страница раздела
Технологический процесс
Сырьё для микро-пивоварни
Цены на разные комплектации
Оборудование и помещение
Легализация производства
На главную

 

АССОРТИМЕНТ ДЛЯ МАЛЫХ ПИВНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Из журнала
«Пищевое оборудование в России»
№3, 2005 год

Особенность пивоваренного оборудования заключается в том, что оно может быть использовано для приготовления разнообразных сортов пива. С учетом того, что разнообразие сортов пива практически неограниченно, безграничным кажется и выбор. Однако это не всегда так.
Наладить производство качественного пива непросто. Однако при правильном подходе эта проблема вполне разрешима. Куда более сложно представляется проблема поиска и налаживания каналов бесперебойного сбыта продукции. Во многом именно они определяют ассортиментную политику мини-пивоварни.

Для того чтобы найти верное решение проблемы выбора ассортимента, необходимо хорошо ориентироваться в ситуации на рынке. В случае с малыми пивзаводами особую важность приобретает положение не на общероссийском, а на локальном рынке пива. Ведь это и есть то поле, на котором предстоит оперировать новой пивоварне.

Именно в зависимости от таких параметров, как степень развития, насыщенность, плотности конкуренции тот или иной сорт пива окажется перспективным или будет обречен на неудачу.
На рынках мегаполисов, таких как, например, Москва, Санкт-Петербург, в несколько меньшей степени - в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, малые пивоварни, как правило, выступают в первую очередь как поставщики дорогого, часто нефильтрованного пива класса премиум, разливаемого в первую очередь в кеги. Эта продукция находит своего потребителя в лице посетителей баров и ресторанов, как правило, недешевых. Во многих заведениях сложилась постоянная клиентура, регулярно потребляющая продукцию того или иного мини-завода. То же самое можно сказать и о пока еще не слишком распространенных у нас ресторанах-пивзаводах. Продажи такого пива в барах и ресторанах, даже будучи довольно значительными по меркам самого заведения, никак не превышают возможностей даже самого маленького мини-завода, так что обеспечить бесперебойные поставки готовой продукции клиентам несложно.

Идеальный вариант для любого мини-завода - заключение контракта с какой-либо сетевой организацией. Это обеспечит бесперебойную загрузку мощностей и, соответственно, регулярное получение прибыли. Однако для сетевых предприятий общественного питания часто определяющим фактором оказывается отпускная стоимость пива, поэтому наиболее перспективной продукцией в такой ситуации является среднеценовое пиво.

В последние годы в российских городах во множестве появились точки розничной продажи разливного пива - шатровые павильоны, передвижные ролл-бары. Обычно продается здесь дисконтное пиво, рассчитанное на массового потребителя. Как правило, это сезонные предприятия, принадлежащие либо самим пивоваренным заводам, либо сторонним частным предпринимателям. Хорошо известны случаи, когда мини-пивоварни в летний сезон с успехом торгуют своим разливным пивом "на улице". Однако такое положение вещей характерно скорее для провинции. Рынок мегаполисов с высокой арендной платой, жесткой конкуренцией, не менее жестким противоборством интересов различных сил практически не оставляет мини-заводам такой возможности. Да и частные предприятия, как правило, берут оборудование в аренду у крупных заводов, руководствуясь тем, что "раскрученный" бренд будет продаваться лучше.

Несколько иначе обстоят дела в точках продажи разливного пива, оборудованных в продовольственных магазинах. Здесь дисконтное пиво малых заводов имеет больше шансов найти своего потребителя. Однако и в данном случае следует указать на то, что в Петербурге и Москве мини-заводам в данном сегменте рынка также исключительно трудно найти свою нишу.
В сфере розничной продажи тарированного пива между "столицами" и "регионами" также исключительно трудно найти свою нишу.

Скажем сразу, что практически все выпускаемое в России пиво - тарированное. Многие пивоваренные компании не придают большого значения сегменту кегового пива именно из-за его сравнительной узости. Именно поэтому конкуренция в данном секторе рынка, может быть, является не столь интенсивной, и мини-заводам легче найти здесь свою нишу. В мегаполисах пиво в бутылках и ПЭТ-таре, производимое мини-пивоварнями, как правило, позиционируется в премиальном и суперпремиальном сегментах и рассчитано на узкую аудиторию состоятельных гурманов. Свежий пример - недавно начавшиеся в Москве продажи пива "Мэк'с", стоимость пол-литровой бутылки которого в розничной продаже составляет 80-90 рублей. Примечательно, что "Мэк'с" продается в сетевых универсамах "Седьмой континент". Заключение договора с такого рода сетями - большая удача для любого мини-пивзавода, опять-таки потому, что такое сотрудничество дает предприятию гарантированный канал сбыта. Однако договориться с сетевыми магазинами очень непросто. Они также делают упор в первую очередь на торговлю широко разрекламированными сортами и испытывают давление со стороны крупных дистрибьюторов пива, стремящихся подавить даже ту слабую конкуренцию, которую составляют крупным пивоваренным предприятиям мини-заводы. Однако все же некоторые российские мини-пивоварни небезуспешно продают свою продукцию, разлитую в ПЭТ, в столичных супермаркетах.

Кроме того, торговля вообще относится с опаской к непастеризованному тарированному пиву, составляющему основу "бутилированного" ассортимента мелких производителей. Срок его хранения чрезвычайно мал, и в случае затруднений с реализацией непроданная часть партии быстро испортится.

Комментарий Тэдди Бир:

Пиво верхового брожения, как известно, хранится намного дольше. поэтому достаточно позаботиться о правильных условиях хранения пива в магазине, чтобы продавец не боялся его продавать.

Из этого обстоятельство можно получить и выгоду. Например, ростовская пивоварня Элпис-Форте использует фирменные холодильники, которые не только сохраняют качество пива и привлекают внимание посетителей, но и украшают интерьер магазина.

Еще один пример успешной работы с супермаркетами - подмосковная пивоварня "Корунд", чье пиво присутствует в ассортименте самых престижных московских сетей.

Эта тенденция действует во всероссийском масштабе, однако в крупных городах она все же более действенна. На локальных рынках, в небольших городах и поселках, мини-заводы имеют хорошие возможности наладить стабильные продажи бутилированного пива. Но здесь, в отличие от "столиц", мини-пивоварням следует делать ставку на выпуск среднеценового и дисконтного пива. Это связано как с более низкой по сравнению с мегаполисами покупательной способностью населения, и соответственно, крайней узостью круга богатых ценителей пивной экзотики, так и с тем, что данные сегменты являются наиболее востребованными на рынке вообще.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы приходим к следующим выводам.

1. В "столицах" и других крупных городах с наибольшей плотностью и конкурентностью рынка пива мини-пивзаводы имеют наилучшие шансы, выпуская дорогую, эксклюзивную продукцию, например, нефильтрованное пиво, пиво верхового брожения и т.п.

2. На региональных и локальных рынках пивзаводы имеют шанс побороться с крупными пивоваренными компаниям в средне- и нижнеценовом сегментах, тогда как премиальное пиво имеет меньше возможностей на успех.

Конечно, случаются и исключения из этого правила, но они довольно немногочисленны. Поэтому вышеописанные тенденции следует принимать в расчет при выборе ассортиментной политики. При этом следует учитывать местные условия. Зачастую правильно выбранное название может существенно способствовать продвижению сорта на рынке конкретного региона, города, района. Однако этот вопрос выходит за рамки обсуждаемой нами темы.

Необходимо поговорить и о выборе конкретного сорта. В первую очередь следует указать на то, что многие зарубежные производители оборудования предлагают в качестве опциональной услуги права на производство принадлежащего им сорта пива. Это довольно удобно. Данный сорт, как правило, хорошо адаптирован к поставляемому оборудованию, а, кроме того, та же компания осуществляет регулярные поставки необходимого пивоваренного сырья. Персонал проходит обучение на примере конкретного сорта пива, варить который им придется впоследствии. Однако такой путь оставляет пивоварам слишком мало пространства для импровизации, в том числе и в смысле наилучшей адаптации ассортимента к условиям местного рынка.

Сорт пива, с рецептурой его производства и названием, является зарегистрированным товарным знаком, охраняемым законодательством Российской Федерации. (Регистрация сортов пива в установленной законом порядке является обязательной процедурой.) Разработкой сортов занимаются специализированные научно-исследовательские организации, однако опытному и квалифицированному пивовару под силу самостоятельно разработать и внедрить в производство новый сорт. В России есть пивовары-практики, на счету которых немало патентов на созданные ими сорта. Однако возможности лабораторий мини-заводов зачастую очень скромны и могут оказатсья недостаточными для разработки оригинальной рецептуры. Иногда для самотоятельной работы в данном направлении у пивовара просто не хватает квалификации, ведь проблема обеспечения бурно развивающейся пивоваренной отрасли России квалифицированными кадрами еще далека от разрешения. Таким образом, при разработке новых сортов пива сотрудничество мини-пивоварен с научно-исследовательскими организациями (число которых, кстати сказать, очень ограниченно) практически необходимо. Опытные специалисты помогут начинающим пивоварам не только разработать и внедрить в производство оригинальные сорта, но и в целом разработать ассортиментный ряд, соответствующий условиям конкретного рынка.

Впрочем, линейка малого пивзавода вряд ли должна быть слишком длинной. Как правило, мини-пивоварни ограничиваются выпуском одного, двух или трех сортов пива. В силу ряда обстоятельств мини-пивоварне сложно "потянуть" большой ассортимент продукции.

Неотъемлемой частью бренда является его внешний дизайн, оформление. (Естественно, в данном случае мы гворим только о тарированной продукции). Как правило, мини-пивзаводы довольно ограниченны в оборотных средствах, поэтому выбирают экономичные дизайнерские решения. Даже за последний год появилось немало интересных новинок в данной области. Здесь и специальные полиэтиленовые пакеты для упаковки "голой" ПЭТ-бутылки, и оригинальные ярлыки, наподобие воблеров, надеваемые на горлышко пластиковой емкости. Такие решения позволяют придать продукции привлекательный вид без использования дорогого этикетировочного оборудования.

Ассортиментная политика - важнейший аспект успеха любого предприятия. Однако к небольшим компаниям, не могущим позволить себе дорогостоящих экспериментов, данный тезис относится в первую очередь. Поэтому мини-пивзаводам при выборе тех или иных сортов следует очень тщательно изучить особенности и потребности местного рынка, привлечь квалифицированных специалистов к разработке своей стратегии. Тогда шансы мини-пивоварни на успех существенно повысятся.

Евгений Давыдов,
главный редактор журнала "Пиво и жизнь"
специально для "ПО"

Узнать больше

Подробную информацию о микро-пивоварнях Вы можете получить в компании Тэдди Бир.

Наши телефоны: +7 (499) 995-16-30.

Электронная почта: info@teddybeer.ru

Приглашаем посетить наш офис в Москве, где Вы получите исчерпывающую консультацию по малому производству пива и попробуете пива, произведенное по технологии Тэдди Бир.

Наш адрес: Москва, Сумской проезд, д. 33, корп. 3. Схема проезда.

наверх

Реклама: